Торпедный катер АКА-76

ТТД:

Водоизмещение: 15 т.

Размеры: длина — 19,07 м, ширина — 3,33 м, осадка — 1,24 м.

Скорость полного хода: 50 узлов.

Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах.

Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1700 л.с.

Вооружение: 1 82-мм РПУ М-8-М, 2×1 12,7-мм пулемета «ДШК».

Экипаж: 8 чел.

История катера:

Торпедный катер типа Г-5 Самый массовый торпедный катер советской постройки в годы Великой Отечественной войны. Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался в 1934−44 гг. в различных модификациях. Всего было построено 329 единиц катеров данного типа.

Глиссирующий однореданный коробчатый корпус этого торпедного катера изготавливался из дюралюминия, имел 10 шпангоутов, обшивка крепилась с помощью заклёпок. 4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус был разделен на 5 отсеков, с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м шпангоутах. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В середине корпуса находилась ходовая (боевая) рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели пулемета ДШК.

Силовая установка преставляла собой два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-38ФН. Вооружение катера составляли два желобных торпедных аппарата калибра 533-мм, а так же пулеметы ДШК калибра 12,7 мм. В ходе модернизаций состав вооружения катеров неоднократно менялся.

Торпедный катер № 76 был заложен в 1941 г., спущен на воду в апреле 1943 г., вступил в строй 15.05.1943 г., и 11.06.1943 г. вошел в состав Черноморского флота под наименованием «АКА-76».

Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10−11.12.1943 г. десантной операции.

Погиб при выполнении боевого задания 17 ноября 1943 года при подрыве катера АКА 76 на мине противника в Керченском проливе.

В сентябре 2016 года экспедиция музея-заповедника и тольяттинского клуба «Нептун» в районе строительства моста через Керченский пролив на глубине почти 13 метров обнаружила сильно повреждённый корпус советского торпедного катера с ракетной установкой. Среди его обломков были найдены двигатели, три закреплённых на пусковой установке реактивных снаряда, две секции для запасных зарядов, рулевая колонка, обломки приборов, кухонная посуда, фуражка офицера, а самое главное — обнаружена бронзовая закладная доска с датой, местом сборки и заводским номером катера.

Для корабля эта табличка — что паспорт для человека. По ней удалось установить, что найден артиллерийский катер типа Г-5 серии Х1-бис, изготовленный в 1942 году на Тюменском заводе № 639.

В июле 2017 года в рамках экспедиции Минобороны России с катера была поднята пусковая установка и ряд отдельных артефактов.

В мае 2018 года в рамках экспедиции «Большой десант-2018» на катер совершили погружение сотрудники военно-прикладной подготовки ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта „Пионер“. После экспедиции от депутата Тюменской облдумы Алексея Салмина в адрес ТРОО"Областной поисковый центр» поступило обращение с просьбой установит архивные данные по экипажу катера.

 

Последние бой:

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

«В ночь на 17 ноября катера Иванова, Матвиенко и Ксенофонтова (Комментарий — по данным А. Кузнецовa это катера АКА-86, АКА-76 и АКА-104 соответственно) столкнулись с шестью вражескими катерами и тремя БДБ. Группу возглавлял Левищев. Он принял решение нанести по охранению удар „катюшами“, а в это время торпедный катер Ксенофонтова должен был атаковать баржи. Удалось. Одна из барж была торпедирована и затонула. Но в катер Ксенофонтова попало несколько снарядов, разорвавшихся в бензиновом и моторном отсеках. Катер потерял ход. На помощь бросился Иванов (с ним шел Шенгур), но противник преградил путь огнем. Вступив в бой, Шенгур приказал Матвиенко взять катер Ксенофонтова на буксир. Матвиенко трижды подавал конец, но волна была большая и трос обрывался. Крикнув Ксенофонтову, что сейчас приготовит якорь-трос и заодно зарядит установку, Матвиенко растворился в темноте. К Ксенофонтову подошел катер Иванова АКА-86, хотя у него самого была пробоина в правом борту. Обрушив залп „катюш“ на два немецких катера, Иванов дал выиграть время. На поврежденном катере главстаршина Кобелев и его мотористы сумели погасить пожар и запустить моторы. К утру два катера были в Кротково. А катер старшего лейтенанта Михаила Матвиенко не вернулся — со всем экипажем он погиб от подрыва на мине.»

Книга Андрея Кузнецова «Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция»:

«С наступлением темноты вышел в дозор отряд Левищева — ТКА-104, АКА-76 и АКА-86. Около полуночи наши катера имели короткую стычку с группой Бурова, которую днем не добила авиация на переходе (Буров получил подкрепление из Камыш-Буруна — БДБ F446). При этом были повреждены ТКА-104 и АКА-86, а у немцев — F535. АКА-76 после 02:15 пропал без вести. Немецкие шнельботы, находившиеся южнее Эльтигена, два раза отгоняли на восток одиночный катер, последний раз в 02:58—03:10. Это мог быть только АКА-76. Поскольку на потопление катера немцы не претендовали, он, скорее всего, погиб на мине при возвращении. Во многих документах и в справочниках указано, что связь с АКА-76 потеряна в 14:17 17 ноября. Отсюда делается вывод, что катер погиб на мине, поскольку днем в проливе не было катеров противника. Безусловно, катер пропал еще ночью. Скорее всего, ошибка во времени связана с неверным переводом черновой записи „2.17“ в 24-часовой формат (получилось „14.17“ вместо „02.17“). Подобные ошибки можно встретить, например, в записях оперативного дежурного ФКП ЧФ.»

Экипаж катера АКА-76 30-го дивизиона 2-ой Новороссийской бригады торпедных катеров Черноморского флота:

Матвиенко Михаил Прокофьевич, 1916 г. р., Командир звена, старший лейтенант.

Голлямов Махмут Голлямович, 1920 г. р., Командир торпедного катера, лейтенант.

Ухин Сергей Арсентьевич, 1919 г. р., Командор, старшина 1 статьи.

Пчелин Иван Яковлевич, 1921 г. р., Радист, старшина 2 статьи.

Дорожко Николай Федорович, 1919 г. р., Моторист, старшина 2 статьи.

Капорский Михаил Никитович, 1910 г. р., Старший моторист, мичман.

Худин Иван Михайлович, 1920 г. р., Моторист, старший краснофлотец.

Михайлик Марк Федосеевич, 1920 г. р., Боцман, старшина 2 статьи.

Ильенко Николай Дмитриевич, 1916 г. р., Командор, младший сержант.

Баглай Леонтий Алексеевич, 1921 г. р., Пулеметчик, краснофлотец.