Дорожко Николай Федорович

Годы жизни:

__.__.1919 — 17.11.1943

Место рождения/жительства:

г. Лисичанск, рудник Рухимович

Дата призыва:

Призван в 1937 году Артемовским РВК.

Должность, звание:

Моторист, старшина 2 статьи

Воинское подразделение, в составе которого служил:

Черноморский флот, 2-ая Новороссийская бригада торпедных катеров, 3-ий дивизион, катер АКА 76.

Награды:

Медаль «За боевые заслуги»;

Медаль «За оборону Севастополя».

Описание подвига:

Запись из наградного листа к медали «За боевые заслуги» от 19 июля 1942 года:

«За время великой отечественной войны с немецкими захватчиками включая 8 месяцев героической обороны Севастополя 1941−1942 г. имеет на ТКА 70 выходов на выполнение боевых заданий, выполнены которые были успешно. ЗА все время военных действий по обеспечению боевых кораблей, транспортов, ПВО, ПЛО и прикрытие кораблей ДЗ ДЗ от артогня противника, под огнем противника выполнял свои обязанности четко не имея ни единого перебоя в работе порученных ему механизмов. За весь период военных действий доверенных т. ДОРОЖКО механизмы всегда находились в полной боевой готовности при отличном состоянии.

Особо проявил себя т. ДОРОЖКО в борьбе за сохранение матчасти ТКА. При израсходовании всех мотороресурсов на ТКА т. ДОРОЖКО вместе со своим экипажем в течении трех суток сделали текущий ремонт ТКА не выводя такового из строя. Ремонт производился под артогнем и бомбежкой противника днем и ночью. Сделав в таких трудных условиях ремонт ТКА тем самым сохранили боевую единицу для дальнейшей борьбы с немецкими захватчиками.

Тов. ДОРОЖКО исключительно самоотверженно вел борьбу с пожарами на боевых объектах базы. Так 2/УI-42 во время тушения пожара на новом элинге / Карантинная бухта / самолеты противника продолжая бомбить горящий элленг т. ДОРОЖКА продолжал борьбу с пожаром воодушевляя своим примером других бойцов. При постановка ДЗ ДЗ для прикрытия наших кораблей под обстрелом береговых батарей противника, при ПЛО и ПВО ведя при этомбой с отдельными самолетами противника т. ДОРОЖКО всегда проявлял отвагу и мужество.

Командир 1 Дивизиона ТКА Капитан 3 ранга ДРИНКО Военком 1 Дивизиона ТКА Батальонный комиссар СИДОРКИН»

Приказ о награждении медалью «За боевые заслуги» вышел 27 сентября 1942 года.

Ранения: Не имел.

Боевой путь, особо запомнившиеся истории, впечатления:

В гражданской войне не участвовал.

Отмечен благодарностями за выполнение боевых заданий командования.

Погиб при выполнении боевого задания 17 ноября 1943 года при подрыве катера АКА 76 на мине противника в Керченском проливе.

 

Последние бой:

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

«В ночь на 17 ноября катера Иванова, Матвиенко и Ксенофонтова (Комментарий — по данным А. Кузнецовa это катера АКА-86, АКА-76 и АКА-104 соответственно) столкнулись с шестью вражескими катерами и тремя БДБ. Группу возглавлял Левищев. Он принял решение нанести по охранению удар „катюшами“, а в это время торпедный катер Ксенофонтова должен был атаковать баржи. Удалось. Одна из барж была торпедирована и затонула. Но в катер Ксенофонтова попало несколько снарядов, разорвавшихся в бензиновом и моторном отсеках. Катер потерял ход. На помощь бросился Иванов (с ним шел Шенгур), но противник преградил путь огнем. Вступив в бой, Шенгур приказал Матвиенко взять катер Ксенофонтова на буксир. Матвиенко трижды подавал конец, но волна была большая и трос обрывался. Крикнув Ксенофонтову, что сейчас приготовит якорь-трос и заодно зарядит установку, Матвиенко растворился в темноте. К Ксенофонтову подошел катер Иванова АКА-86, хотя у него самого была пробоина в правом борту. Обрушив залп „катюш“ на два немецких катера, Иванов дал выиграть время. На поврежденном катере главстаршина Кобелев и его мотористы сумели погасить пожар и запустить моторы. К утру два катера были в Кротково. А катер старшего лейтенанта Михаила Матвиенко не вернулся — со всем экипажем он погиб от подрыва на мине.»

Книга Андрея Кузнецова «Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция»:

«С наступлением темноты вышел в дозор отряд Левищева — ТКА-104, АКА-76 и АКА-86. Около полуночи наши катера имели короткую стычку с группой Бурова, которую днем не добила авиация на переходе (Буров получил подкрепление из Камыш-Буруна — БДБ F446). При этом были повреждены ТКА-104 и АКА-86, а у немцев — F535. АКА-76 после 02:15 пропал без вести. Немецкие шнельботы, находившиеся южнее Эльтигена, два раза отгоняли на восток одиночный катер, последний раз в 02:58—03:10. Это мог быть только АКА-76. Поскольку на потопление катера немцы не претендовали, он, скорее всего, погиб на мине при возвращении. Во многих документах и в справочниках указано, что связь с АКА-76 потеряна в 14:17 17 ноября. Отсюда делается вывод, что катер погиб на мине, поскольку днем в проливе не было катеров противника. Безусловно, катер пропал еще ночью. Скорее всего, ошибка во времени связана с неверным переводом черновой записи „2.17“ в 24-часовой формат (получилось „14.17“ вместо „02.17“). Подобные ошибки можно встретить, например, в записях оперативного дежурного ФКП ЧФ.»

 

Дополнительная информация:

Семейное положение: холост;

Партийность: ВКП (б) парт. билет № 5322128;

Национальность: Украинец;

Отец Дорожко Федор Емельянович, Сталинградская область, г. Часов Яр., ЭНСК № 2, 17−4.

 

Экипаж катера АКА-76 30-го дивизиона 2-ой Новороссийской бригады торпедных катеров Черноморского флота:

Матвиенко Михаил Прокофьевич, 1916 г. р., Командир звена, старший лейтенант.

Голлямов Махмут Голлямович, 1920 г. р., Командир торпедного катера, лейтенант.

Ухин Сергей Арсентьевич, 1919 г. р., Командор, старшина 1 статьи.

Пчелин Иван Яковлевич, 1921 г. р., Радист, старшина 2 статьи.

Дорожко Николай Федорович, 1919 г. р., Моторист, старшина 2 статьи.

Капорский Михаил Никитович, 1910 г. р., Старший моторист, мичман.

Худин Иван Михайлович, 1920 г. р., Моторист, старший краснофлотец.

Михайлик Марк Федосеевич, 1920 г. р., Боцман, старшина 2 статьи.

Ильенко Николай Дмитриевич, 1916 г. р., Командор, младший сержант.

Баглай Леонтий Алексеевич, 1921 г. р., Пулеметчик, краснофлотец.



← Доровикова Мария Алексеевна Доронин Аким Павлович →