Капорский Михаил Никитович

Годы жизни:

__.__.1910 — 17.11.1943

Место рождения/жительства:

Село Подсоченка Знаменского района Смоленской области

Дата призыва:

Призван в 1933 году Ногинским РВК Ногинского района Московской области.

Должность, звание:

Старший моторист, мичман

Воинское подразделение, в составе которого служил:

Черноморский флот, 2-ая Новороссийская бригада торпедных катеров, 3-ий дивизион, катер АКА 76.

Награды:

Медаль «За Отвагу»;

Медаль «За боевые заслуги»;

Медаль «За оборону Одессы».

Описание подвига:

Запись из наградного листа к медали «За боевые заслуги» от 19 июля 1942 года:

«За время Великой Отечественной войны против немецких захватчиков и в особенно за период 8 месячной героической обороны Севастополя показал себя смелым, решительным и отважным младшим командиром. Плавая на ТКА старшиной группы мотористов, совершил 57 выходов на боевые задания, при сильно изношенной материальной части успешно обеспечил бесперебойную работу вверенных ему механизмов, и постоянную боевую готовность ТКА.

5/I-42 г. находясь ночью в сложной метеорогической обстановке при выполнении боевого задания у берегов противника, волна 8 балл.т. Капорский работал по калено в ледяной воде в течение четырех часов обеспечил песперебойную работу механизмов и тем самым выполнив боевое задание успешно. ТКА при постановке ДЗ ДЗ обеспечивая скрытый выход и вход в Главную базу Севастополь боевых кораблей и транспортов, 9 раз подвергался интенсивному артобстрелу батарей противника, но несмотря на это задания выполнено успешно, материальная часть работала четко и исправно. 7/УI-42 г. противник вел усиленный артогонь по Карантинной бухте снаряды которых ложились в район стоянки звена ТКА ТКА что угрожало прямым попаданием, т. КАПОРСКИЙ презирая опасность проявлял отвагу и мужество быстро с другими бойцами приготовил материальную часть к выходу, после чего ТКА под градом осколков вышел из района падения снарядов. От осколочных попаданий снарядов и бомб ТКА имел 15 больших и малых пробоин. Силами личного состава ТКА в короткий срок был отремонтирован и вновь мог выполнять боевые задания.

Командир 1 Дивизиона ТКА Капитан 3 ранга ДРИНКО Военком 1 Дивизиона ТКА Батальонный комиссар СИДОРКИН»

Приказ о награждении медалью «За боевые заслуги» вышел 27 сентября 1942 года.

 

Запись из наградного листа к ордену «Красная звезда» от __ сентября 1943 года:

«Михаил Капорский служит в действующем флоте с начала Отечественной войны на ТК в качестве старшины мотористов.

За время войны неоднократно участвовал в выполнении боевых заданий и операций, охранял подступы к глав базе Ч. Ф — Севастополю, участвовал в конвоировании судов в Севастополь и будучи неоднократно под артогнем и бомбежкой т. Капорский мужественно стоял на своем посту и обеспечивал четкую работу моторов тк.

С мая по сентябрь с/г т. Капорский на Ака 76 неоднократно участвовал в огневых налетах на порт и аэродром Анапы, ст. Благовещенскую, Озерейку, Широкую щель, и будучи неоднакратно под сильным огнем пр-ка Ака 76 благодаря четкому обеспечению работы моторов не имел повреждений.

Ака 76 совместно с другими катерами взорвал 3 склада с боезапасом, подавил дальнобойную батарею и прожектор пр-ка, уничтожил много живой силы врага. 21 августа АКА 76 с группой катеров участвовал в огневом налете на аэродром Анапы. Операция происходила в сложных условиях при сильном огневом противодействии со стороны пр-ка. Катер 76 маневрируя от огня выполнил свою задачу и благодаря отличной раб-те моторов у которых находился т. Капорский не имел никаких повреждений от огня пр-ка и благополучно возвратился в базу.

За проявленное мужество и отвагу, умение и стойкость в бою с немецкими захватчиками ходатайствую о награждении т. Капорского орденом „Красная звезда“.

Командир 3 ДТКа 2НБТКа ЧФ Кап. Лейтенат Волчков»

Приказ о награждении медалью «За отвагу» вышел 5 сентября 1943 года.

Ранения: Не имел.

Боевой путь, особо запомнившиеся истории, впечатления:

В гражданской войне не участвовал;

В 1942 году был представлен к награде за отвагу и мужество проявленные в боях с немецкими захватчиками.

Отмечен благодарностями за успешное выполнение боевых заданий.

Погиб при выполнении боевого задания 17 ноября 1943 года при подрыве катера АКА 76 на мине противника в Керченском проливе.

Последние бой:

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

«В ночь на 17 ноября катера Иванова, Матвиенко и Ксенофонтова (Комментарий — по данным А. Кузнецовa это катера АКА-86, АКА-76 и АКА-104 соответственно) столкнулись с шестью вражескими катерами и тремя БДБ. Группу возглавлял Левищев. Он принял решение нанести по охранению удар „катюшами“, а в это время торпедный катер Ксенофонтова должен был атаковать баржи. Удалось. Одна из барж была торпедирована и затонула. Но в катер Ксенофонтова попало несколько снарядов, разорвавшихся в бензиновом и моторном отсеках. Катер потерял ход. На помощь бросился Иванов (с ним шел Шенгур), но противник преградил путь огнем. Вступив в бой, Шенгур приказал Матвиенко взять катер Ксенофонтова на буксир. Матвиенко трижды подавал конец, но волна была большая и трос обрывался. Крикнув Ксенофонтову, что сейчас приготовит якорь-трос и заодно зарядит установку, Матвиенко растворился в темноте. К Ксенофонтову подошел катер Иванова АКА-86, хотя у него самого была пробоина в правом борту. Обрушив залп „катюш“ на два немецких катера, Иванов дал выиграть время. На поврежденном катере главстаршина Кобелев и его мотористы сумели погасить пожар и запустить моторы. К утру два катера были в Кротково. А катер старшего лейтенанта Михаила Матвиенко не вернулся — со всем экипажем он погиб от подрыва на мине.»

Книга Андрея Кузнецова «Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция»:

«С наступлением темноты вышел в дозор отряд Левищева — ТКА-104, АКА-76 и АКА-86. Около полуночи наши катера имели короткую стычку с группой Бурова, которую днем не добила авиация на переходе (Буров получил подкрепление из Камыш-Буруна — БДБ F446). При этом были повреждены ТКА-104 и АКА-86, а у немцев — F535. АКА-76 после 02:15 пропал без вести. Немецкие шнельботы, находившиеся южнее Эльтигена, два раза отгоняли на восток одиночный катер, последний раз в 02:58—03:10. Это мог быть только АКА-76. Поскольку на потопление катера немцы не претендовали, он, скорее всего, погиб на мине при возвращении. Во многих документах и в справочниках указано, что связь с АКА-76 потеряна в 14:17 17 ноября. Отсюда делается вывод, что катер погиб на мине, поскольку днем в проливе не было катеров противника. Безусловно, катер пропал еще ночью. Скорее всего, ошибка во времени связана с неверным переводом черновой записи „2.17“ в 24-часовой формат (получилось „14.17“ вместо „02.17“). Подобные ошибки можно встретить, например, в записях оперативного дежурного ФКП ЧФ.»

 

Дополнительная информация:

Семейное положение: женат;

Партийность: ВКП (б) парт. билет № 3262717;

Национальность: Русский;

Жена Капорская Лидия Александровна. Деревня Костлики Знаменского района Смоленской области;

Увековечен в книге Памяти Московской области. Том 16 ч.1 (230 стр.);

Увековечен в книге Памяти города-героя Севастополя. Том 1 (стр. 237).

 

Экипаж катера АКА-76 30-го дивизиона 2-ой Новороссийской бригады торпедных катеров Черноморского флота:

Матвиенко Михаил Прокофьевич, 1916 г. р., Командир звена, старший лейтенант.

Голлямов Махмут Голлямович, 1920 г. р., Командир торпедного катера, лейтенант.

Ухин Сергей Арсентьевич, 1919 г. р., Командор, старшина 1 статьи.

Пчелин Иван Яковлевич, 1921 г. р., Радист, старшина 2 статьи.

Дорожко Николай Федорович, 1919 г. р., Моторист, старшина 2 статьи.

Капорский Михаил Никитович, 1910 г. р., Старший моторист, мичман.

Худин Иван Михайлович, 1920 г. р., Моторист, старший краснофлотец.

Михайлик Марк Федосеевич, 1920 г. р., Боцман, старшина 2 статьи.

Ильенко Николай Дмитриевич, 1916 г. р., Командор, младший сержант.

Баглай Леонтий Алексеевич, 1921 г. р., Пулеметчик, краснофлотец.



← Капков Василий Дмитриевич Капусткин Александр Васильевич →