Матвиенко Михаил Прокофьевич

Годы жизни:

__.__.1916 — 17.11.1943

Место рождения:

Село Кубинун Миргородского района Полтавской области Украинской ССР

Год призыва:

Призван в 1938 году.

Должность, звание:

Командир звена, старший лейтенант

Воинское подразделение, в составе которого служил:

Черноморский флот, 2-ая Новороссийская бригада торпедных катеров, 3-ий дивизион, катер АКА 76.

Награды:

Орден «Красная Звезда»;

Медаль «За оборону Одессы».

Описание подвига:

Запись из наградного листа к ордену «Красная звезда» от __ сентября 1943 года:

«Старший лейтенант Матвиенко к-р звена Ака 76 с первых дней войны служит в действующем флоте во 2 НБТК ЧФ.

За время войны выполнял неоднократно различные боевые задания командования, нес дозор по охране наших коммуникаций, конвоировал суда, принимал участие в огневых налетах на порт Анапа, аэродром, Оздейку, Благовещенская, Благовещенское, широкая щель, вел бой с немецкими тк обращая их в бегство.

С мая по август м-ц с/г включительно участвовал более чем в 20 операциях и совместно с другими Ака взорвал огнем „РС“ 3 склада боезапаса, подавил дальнобойную батарею пр-ка, прожектор и уничтожил много живой силы врага.

В огневом налете на аэродром Анапа 21 августа с/г проявил мужество и настойчивость, близко подошел к берегу и открыл ураганный огонь по аэродрому пр-ка, точно в цель выстрелив заданное количество снарядов. Противник открыл ураганный огонь по катеру, но умело маневрируя т. Матвиенко без потерь и повреждений возвратился в базу. По оценки командования операция выполнена отлично.

За проявленное мужество и стойкость в борьбе с немецкими захватчиками. Ходатайствую о награждении т. Матвиенко орденом „Красная звезда“. Командир 3 ДТК 2 НБТК ЧФ Кап. Лейт. Волчков.»

Приказ о награждении орденом «Красная звезда» вышел 5 сентября 1943 года.

Ранения:

Нет данных.

Боевой путь, особо запомнившиеся истории, впечатления:

В гражданской войне не участвовал. Кадровый военный;

Отмечен благодарностями от командования за отвагу и мужество проявленные в боях с немецкими захватчиками;

Погиб при выполнении боевого задания 17 ноября 1943 года при подрыве катера АКА 76 на мине противника в Керченском проливе.

 

Последние бой:

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

«В ночь на 17 ноября катера Иванова, Матвиенко и Ксенофонтова (Комментарий — по данным А. Кузнецовa это катера АКА-86, АКА-76 и АКА-104 соответственно) столкнулись с шестью вражескими катерами и тремя БДБ. Группу возглавлял Левищев. Он принял решение нанести по охранению удар „катюшами“, а в это время торпедный катер Ксенофонтова должен был атаковать баржи. Удалось. Одна из барж была торпедирована и затонула. Но в катер Ксенофонтова попало несколько снарядов, разорвавшихся в бензиновом и моторном отсеках. Катер потерял ход. На помощь бросился Иванов (с ним шел Шенгур), но противник преградил путь огнем. Вступив в бой, Шенгур приказал Матвиенко взять катер Ксенофонтова на буксир. Матвиенко трижды подавал конец, но волна была большая и трос обрывался. Крикнув Ксенофонтову, что сейчас приготовит якорь-трос и заодно зарядит установку, Матвиенко растворился в темноте. К Ксенофонтову подошел катер Иванова АКА-86, хотя у него самого была пробоина в правом борту. Обрушив залп „катюш“ на два немецких катера, Иванов дал выиграть время. На поврежденном катере главстаршина Кобелев и его мотористы сумели погасить пожар и запустить моторы. К утру два катера были в Кротково. А катер старшего лейтенанта Михаила Матвиенко не вернулся — со всем экипажем он погиб от подрыва на мине.»

Книга Андрея Кузнецова «Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция»:

«С наступлением темноты вышел в дозор отряд Левищева — ТКА-104, АКА-76 и АКА-86. Около полуночи наши катера имели короткую стычку с группой Бурова, которую днем не добила авиация на переходе (Буров получил подкрепление из Камыш-Буруна — БДБ F446). При этом были повреждены ТКА-104 и АКА-86, а у немцев — F535. АКА-76 после 02:15 пропал без вести. Немецкие шнельботы, находившиеся южнее Эльтигена, два раза отгоняли на восток одиночный катер, последний раз в 02:58—03:10. Это мог быть только АКА-76. Поскольку на потопление катера немцы не претендовали, он, скорее всего, погиб на мине при возвращении. Во многих документах и в справочниках указано, что связь с АКА-76 потеряна в 14:17 17 ноября. Отсюда делается вывод, что катер погиб на мине, поскольку днем в проливе не было катеров противника. Безусловно, катер пропал еще ночью. Скорее всего, ошибка во времени связана с неверным переводом черновой записи „2.17“ в 24-часовой формат (получилось „14.17“ вместо „02.17“). Подобные ошибки можно встретить, например, в записях оперативного дежурного ФКП ЧФ.»

Дополнительная информация:

Семейное положение: холост;

Партийность: к. ВКП (б) парт. билет № 5762158;

Национальность: Украинец;

Мать Матвиенко Анастасия Александровна.

Проживает по месту рождения сына;

Увековечен в книге Памяти города-героя Севастополя. Том 1 (стр. 325).

 

Экипаж катера АКА-76 30-го дивизиона 2-ой Новороссийской бригады торпедных катеров Черноморского флота:

Матвиенко Михаил Прокофьевич, 1916 г. р., Командир звена, старший лейтенант.

Голлямов Махмут Голлямович, 1920 г. р., Командир торпедного катера, лейтенант.

Ухин Сергей Арсентьевич, 1919 г. р., Командор, старшина 1 статьи.

Пчелин Иван Яковлевич, 1921 г. р., Радист, старшина 2 статьи.

Дорожко Николай Федорович, 1919 г. р., Моторист, старшина 2 статьи.

Капорский Михаил Никитович, 1910 г. р., Старший моторист, мичман.

Худин Иван Михайлович, 1920 г. р., Моторист, старший краснофлотец.

Михайлик Марк Федосеевич, 1920 г. р., Боцман, старшина 2 статьи.

Ильенко Николай Дмитриевич, 1916 г. р., Командор, младший сержант.

Баглай Леонтий Алексеевич, 1921 г. р., Пулеметчик, краснофлотец.



← Матвеенко Петр Ефимович Матуся Николай Захарович →