Ухин Сергей Арсентьевич

Годы жизни:

__.__.1919 — 17.11.1943

Место рождения/жительства:

Ленинградская обл., г. Ленинград, ул. Балтийская, 19−30

Дата призыва: Призван в 1937 году Кировским РВК города Ленинграда. (1 ноября 1939 года Кронштадтским РВК города Ленинграда; информация из запроса о розыске)

Должность, звание:

Командор, старшина 1 статьи

Воинское подразделение, в составе которого служил:

Черноморский флот, 2-ая Новороссийская бригада торпедных катеров, 3-ий дивизион, катер АКА 76.

Награды:

Медаль «За боевые заслуги».

Описание подвига:

Запись из наградного листа к медали «За боевые заслуги» от 18 июня 1943 года: «Старшина 1-й статьи Ухин СА относясь с исключительным вниманием и энтузиазмом к освоению новой боевой техники в кратчайший срок овладел специальностью командира башни «РС» на Ака и показал лучшие образцы в уходе и содержании установки и боезапаса. Все свободное время не считаясь с нагрузкой и отказываясь от отдыха уделяет заботе о своем оружии.

В результате этого установка «РС» тов. Ухина никогда не отказывала в работе в самых сложных условиях. Сочетая знания техники с личным примером в бою тов. Ухин в многочисленных набеговых операциях Ака на побережье противника показал образцы мужества и отваги. Под обстрелом артиллерийских и минометных батарей противника в штормовую погоду на полном ходу Ака рискуя упасть за борт тов. Ухин заряжал установку и тем самым обеспечил новые залпы «РС» по врагу. Меткие залпы установки тов. Ухина вызвали пожары при обстреле Анапы, Озерейки и Благовещенское — нанесли большой урон врагам. Ходатайствую о награждении тов. Ухина медалью «За боевые заслуги.

Командир 3 Дивизиона ТКА 2 БТКА ЧФ Капитан-Лейтенант Волчков»

Приказ о награждении медалью «За боевые заслуги» вышел 3 августа 1943 года.

Ранения: Имел ранение.

Боевой путь, особо запомнившиеся истории, впечатления:

В гражданской войне не участвовал.

Отмечен благодарностями от командования.

Погиб при выполнении боевого задания 17 ноября 1943 года при подрыве катера АКА 76 на мине противника в Керченском проливе.

 

Последние бой:

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

«В ночь на 17 ноября катера Иванова, Матвиенко и Ксенофонтова (Комментарий — по данным А. Кузнецовa это катера АКА-86, АКА-76 и АКА-104 соответственно) столкнулись с шестью вражескими катерами и тремя БДБ. Группу возглавлял Левищев. Он принял решение нанести по охранению удар «катюшами», а в это время торпедный катер Ксенофонтова должен был атаковать баржи. Удалось. Одна из барж была торпедирована и затонула. Но в катер Ксенофонтова попало несколько снарядов, разорвавшихся в бензиновом и моторном отсеках. Катер потерял ход. На помощь бросился Иванов (с ним шел Шенгур), но противник преградил путь огнем. Вступив в бой, Шенгур приказал Матвиенко взять катер Ксенофонтова на буксир. Матвиенко трижды подавал конец, но волна была большая и трос обрывался. Крикнув Ксенофонтову, что сейчас приготовит якорь-трос и заодно зарядит установку, Матвиенко растворился в темноте. К Ксенофонтову подошел катер Иванова АКА-86, хотя у него самого была пробоина в правом борту. Обрушив залп «катюш» на два немецких катера, Иванов дал выиграть время. На поврежденном катере главстаршина Кобелев и его мотористы сумели погасить пожар и запустить моторы. К утру два катера были в Кротково. А катер старшего лейтенанта Михаила Матвиенко не вернулся — со всем экипажем он погиб от подрыва на мине.»

Книга Андрея Кузнецова «Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция»:

«С наступлением темноты вышел в дозор отряд Левищева — ТКА-104, АКА-76 и АКА-86. Около полуночи наши катера имели короткую стычку с группой Бурова, которую днем не добила авиация на переходе (Буров получил подкрепление из Камыш-Буруна — БДБ F446). При этом были повреждены ТКА-104 и АКА-86, а у немцев — F535. АКА-76 после 02:15 пропал без вести. Немецкие шнельботы, находившиеся южнее Эльтигена, два раза отгоняли на восток одиночный катер, последний раз в 02:58—03:10. Это мог быть только АКА-76. Поскольку на потопление катера немцы не претендовали, он, скорее всего, погиб на мине при возвращении. Во многих документах и в справочниках указано, что связь с АКА-76 потеряна в 14:17 17 ноября. Отсюда делается вывод, что катер погиб на мине, поскольку днем в проливе не было катеров противника. Безусловно, катер пропал еще ночью. Скорее всего, ошибка во времени связана с неверным переводом черновой записи «2.17» в 24-часовой формат (получилось «14.17» вместо «02.17»). Подобные ошибки можно встретить, например, в записях оперативного дежурного ФКП ЧФ.»

Дополнительная информация:

Семейное положение: холост (женат; информация из запроса о розыске);

Партийность: к. ВКП (б) парт. билет № 05074543;

Национальность: Русский;

Отец Ухин Арсентий Федорович. Проживает по месту рождения сына;

Жена Ухина Антонина Николаевна, г. Новосибирск, 30 квартал, 19−17 (информация из запроса о розыске);

Родство не установлено Ухин В.В., Бельгия (Запрос исполнительного комитета Красного креста и красного полумесяца);

Увековечен в книге Памяти города Ленинграда. Том 8 (стр. 415).

 

Экипаж катера АКА-76 30-го дивизиона 2-ой Новороссийской бригады торпедных катеров Черноморского флота:

Матвиенко Михаил Прокофьевич, 1916 г. р., Командир звена, старший лейтенант.

Голлямов Махмут Голлямович, 1920 г. р., Командир торпедного катера, лейтенант.

Ухин Сергей Арсентьевич, 1919 г. р., Командор, старшина 1 статьи.

Пчелин Иван Яковлевич, 1921 г. р., Радист, старшина 2 статьи.

Дорожко Николай Федорович, 1919 г. р., Моторист, старшина 2 статьи.

Капорский Михаил Никитович, 1910 г. р., Старший моторист, мичман.

Худин Иван Михайлович, 1920 г. р., Моторист, старший краснофлотец.

Михайлик Марк Федосеевич, 1920 г. р., Боцман, старшина 2 статьи.

Ильенко Николай Дмитриевич, 1916 г. р., Командор, младший сержант.

Баглай Леонтий Алексеевич, 1921 г. р., Пулеметчик, краснофлотец.



← Ухалов Сергей Емельянович Ушаков Андрей Кузьмич →